И.Н.Сенин
О современной русской национальной идее
Судьба любого народа зависит, прежде
всего, от его нравственного состояния, иначе говоря, определяется теми
духовными ценностями, которые он считает для себя главными, которые знаменуют
весь его исторический путь и кристаллизуются в национальной идее. Таким
образом, национальная идея может быть представлена как формула общественного
самосознания, объединяющая народ, определяющая смысл его существования в
прошлом, настоящем и будущем, показывающая его особое место в глобальном
человеческом сообществе, дающая силу, не только выживать, но и создавать
собственную самобытную культуру, вершить историю. Сформировавшись в народе, национальная идея в
дальнейшем, определяет цивилизационный путь развития общества, и в своей основе
уже не меняется. Вместе с тем, находясь в рамках избранного направления, она
может определенным образом интерпретироваться идеологически, в
зависимости от переживаемой народом, исторической ситуации. Известно, что в
своей истории, Россия сменила несколько идеологий, соответстующих различным
историческим периодам, в частности языческой Руси, впоследствии крещеной князем
Владимиром, затем «Святой Руси», когда падение Византии и освобождение от
татаро-монгольского ига поставило Россию во главе Православного мира, сделав
«Третьим Римом». Дальнейший исторический путь был связан с колебаниями между
приверженностью России традиционным мессианским ценностям и европейским
влиянием. В целом же, Россия всегда воспринималась ее народом как страна,
которая любовью должна спасти не только себя, но и весь мир от бездуховного,
хищнического западного материализма, объединить веру и науку, личность и
общество, человека и природу, власть и народ. В рамках данной идеи может быть
воспринят и СССР, провозглашавший освобождение человечества от эксплуатации и
построение социально-справедливого общества.
В двадцать первом веке столкновение
цивилизаций достигло своего апогея, ставя перед постсоветской Россией шекспировский
вопрос – быть или не быть? И этот вопрос напрямую связан, либо с дальнейшим
развитием в современной России национальной идеи, либо с ее окончательной
утратой, ведущей к неизбежному исчезновению самого российского государства и
общества. Кроме того, следует отметить, что политические силы, толкающие Россию
к гибели, действуют самоубийственно, по отношению к самим себе, поскольку без
России все мировое сообщество, утратив силовое и духовное равновесие,
стабильность и устойчивость, скатится к невиданному доселе хаосу, чреватому
всеобщей гибелью. Следовательно, русская национальная идея необходима не только
России, но и всему миру. Более того, в условиях глобализированного общества,
именно наши цивилизационные принципы, основанные не на обогащении за счет
других, а на справедливости и правде, взаимопомощи
и сотрудничестве, единственные способны вывести всю мировую цивилизацию из
тупика развития. Поэтому, для современной России жизненно необходимо
восстановить правду в истории, экономике, науке, культурном и информационном
пространстве, а также справедливые механизмы социального устройства,
соответствующие русской национальной идее.
На
сегодняшний день главным противником русской национальной идеи выступает идея
либеральная, отражающая мировоззрение западноевропейской цивилизации. Наивысшей
ценностью либералы признают отдельную человеческую личность, а наибольшим
благом – как можно меньшую ее связь с государством (свобода личности).
Экономическая свобода выражается в наличии свободного рынка, деятельность
которого основывается на предпринимательстве, определяющем подавляющее
большинство отношений, возникающих между людьми. Либерализм берет начало из
протестантизма, сфомировавшегося во многом под влиянием иудаизма с его учением
об изначальной предопределенности каждого человека к спасению или к вечной
погибели. Средством познания своего предназначения, как избранного, выступает
успех в земной жизни, выраженный в стяжании материальных благ. Бог
рассматривается только как творец мира, не вмешивающийся в его дальнейшее
существование. Поэтому и человек может пренебречь существованием Бога, стать
автономным от него. Из автономии человека вытекает признание его наивысшей
ценностью. Эти воззрения легли в основу либерализма, духовными отцами которого
стали Локк, Руссо, Вольтер, Гольбах и другие, определявшие в качестве основных
принципов существования общества такие
как: невмешательство государства в экономику, свободу от традиционной
нравственности, индивидуализм. Таким образом, смыслом деятельности индивида становится
исключительно удовлетворение физических инстинктов, стремление к власти и материальным
благам любой ценой, главным образом, за счет других. Колониализм, геноцид
индейцев, и других народов, массовый террор, революции, отравление и
уничтожение природной среды – все это результат воплощения в жизнь либеральной
идеологии, поставившей человечество перед угрозой всеобщей катастрофы –
ядерной, экологической, демографической. Либеральная идеология, к сожалению, не
миновала и Россию. Характерной чертой современных российских либералов является
признание крайней отсталости России перед Европой и США – «цивилизованным
миром». Российские либералы отрицают вклад России в мировую культуру, создание
ею великого языка, великой литературы, великой науки, великой
государственности, ратуя за необходимость замены традиционных, якобы устаревших,
российских духовных ценностей, «прогрессивными» западными. Такая замена должна
коснуться всех сфер жизни российского общества – экономики и права, науки и культуры,
образования и воспитания. Под сомнение ставится состоятельность русской
национальной идеи, основанной на
принципах правды, справедливости и праведности. Однако, глядя правде в
глаза, невозможно не видеть того, что попытки реализации в России либеральных
идей, начавшиеся в 1991 году, привели страну к экономическим и духовным
потерям, во много раз превосходящим положительные приобретения. Под ударом врагов России оказалась даже такая, казалось
бы, незыблемая ценность как семья. Ведь именно семья, как основа и гарантия
развития общества, обеспечивает передачу
ценностей и норм культуры следующим поколениям. Именно с любви к своей семье
начинается любовь к Родине, возникает
чувство единения со своим народом. Совершается попытка расшатать и эту опору
общественного организма, культивируя в людях, особенно молодых,
безответственность, эгоизм, распущенность, объявляя подобное поведение
воплощением принципов свободы и прогресса. Традиционная семья преподносится как
пережиток прошлого, закрепощающий личность. Взамен предлагается сожительство
без брака; семья с несколькими партнёрами; однополые браки. Цель одна – уничтожение ценностей,
объединяющих и цементирующих общество, без которых оно окажется
нежизнеспособным. Противоядием становится обращение к примерам истинной
семейной добродетели, в основе которой лежат любовь, взаимное уважение,
доверие, преданность, верность. В связи с этим, в настоящее время, обращение к
русской идее, становится все более актуальным, ибо русская идея призывает к
возрождению высших духовных человеческих устремлений, укреплению и торжеству нравственных
начал в обществе, что собственно и способствует позитивному развитию общества,
защищая его от распада и гибели. Почему речь идет о русской национальной идее,
а не российской? Ответ очевиден, поскольку именно русский народ является
государствообразующим, сплачивающим между собой все остальные народы Российской
Федерации. При этом, полагаем, что вопрос о том, будет ли национальная идея называться
русской, или российской, не является принципиальным.
Намного важнее
вопрос о том, есть ли русская национальная идея в настоящее время? Полагаем,
что да, поскольку еще имеет место быть российская цивилизация. Цивилизация –
совокупность общественных связей, детерминированных национальными,
природно-климатическими, экономическими, культурными условиями, формирующая
особый тип общества и государства с присущими ему духовными и моральными
ценностями, идеями, установками, составляющими вектор развития данного
общества. Исходя из сказанного, Россия может и должна рассматриваться как
отдельный, самостоятельный тип цивилизации. Цивилизационная теория
продемонстрировала уникальность и вместе с тем равноценность цивилизаций, их
несводимость друг к другу. Складываясь объективно-исторически, цивилизационные
духовные основы, существуют, прежде всего, в сознании народа, независимо от
того, получили они соответствующее идеологическое обоснование, или нет. Создание
формулы национальной идеи выражает ее
идеологическую интерпретацию, и происходит тогда, когда общество осознает свое
отличие от других, свою национальную идентичность, значимость своего
исторического пути. При этом различные формулы национальной идеи, определяемые,
переживаемой народом, конкретной исторической ситуацией, в целом по своей
смысловой и духовной направленности, соответствуют
изначально заданным рамкам. И.А.Ильин писал: «Русская идея - есть идея сердца,
созерцающего свободно, предметно и передающего свое видение воле для действия и
мысли для сознания и слова. Вот главная идея русской самобытности» [1.C.403]. Идея сердца означает
приоритет чувства над разумом и волей в отличие от рациональности.
Рациональность –
специфическая черта западноевропейского развития, во многом
способствовавшая становлению западной
буржуазии и капитализма, отмечал
М.Вебер, называя её
«капиталистическим духом» [2.C.204.]. Понимая
доминанты духовности народа, цивилизации, становится ясным, какие
идеи господствуют и выполняют системообразующую роль в общественном сознании.
Так, системообразующими идеями Западного общественного сознания выступают: закон,
свобода, естественное право и гражданское общество. Это – то, без чего
невозможно предпринимательство, как таковое, выступающее краеугольным камнем
западной цивилизации. Именно для предпринимательства, а не чего-либо другого,
существуют, в западном понимании, и закон, и свобода, и естественное право, и
гражданское общество. Однако, предпринимательство вовсе не является
основополагающей ценностью для российского общественного сознания (менталитета).
Ментальность (менталитет) – определенный образ мыслей, совокупность умственных
навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной
группе [3.C.23].
Аксиологическая характеристика менталитета включает в себя как
общечеловеческие, общецивилизационные гуманитарные ценности, так и этические,
корпоративные, групповые, кланово-родовые и др. Отличительные особенности
менталитетов различных народов во многом определяются их принадлежностью к тому
или иному типу цивилизации. Из многообразия ментальных ценностей выделяются
этногенетические, синергетические, базисные, обусловливающие специфику
этнической ментальности. Они дают возможность сохранить собственную
идентичность, не раствориться во множественных соприкосновениях с иными
культурами. В отличие от западного, для российского менталитета не свойственно
всепоглощающее стремление к прибыли. Главным для него являются: исполнение
долга, справедливость, воздаяние по справедливости [4.C.85.]. Можно выделить следующие
морально-этические черты
российского менталитета, проявляющиеся как система приоритетов:
1.
Чувства над разумом (в постижении действительности).
2.
Содержания над формой (в стремлении к справедливости, а
не к формализации норм и правил поведения).
3.
Коллективизма
над индивидуализмом (в
осуществлении деятельности).
4.
Общего над частным (в определении интересов).
5.
Духовного над материальным (в постановке целей).
6.
Морали над правом (при осуществлении выбора).
К.Г.Юнг, считал
западное и восточное мировоззрения
взаимоисключающими друг друга. «Их позиции односторонни в том, что одна недооценивает
мир сознания, другая – мир единого Разума» [5.C.522.].
В связи с этим О.С. Звонарева
обоснованно указывает, что для России необходима стратегия развития,
«основанная на цивилизационной традиции и ментальности с возможным
заимствованием инокультурного опыта, скорректированного применительно к
отечественной специфике» [6.C.177.].
Имеющий место ныне, кризис либеральных ценностей, является результатом
непродуманной политики государства, связанной с их внедрением, без учета
российских цивилизационных особенностей. Поскольку данные ценности,
декларируемые официальной властью, не разделяются народом, создается положение,
ведущее к отчуждению человека и общества от власти. Существуют и другие мнения. В. Рукавишников,
Л. Халман, П. Эстер полагают, что между политической и правовой культурой
России и стран Запада уже нет прежних глубоких негативных различий, в силу чего
западные правовые ценности постепенно заменяют собой отечественные [7.C.198]. Однако данное утверждение
представляется сомнительным, поскольку до сих пор не получило подтверждения в
практической жизни.
Учитывая это, полагаем, что современная российская
действительность, должна строиться не по западным образцам, а отражать и
развивать сложившиеся в обществе цивилизационные ценности.
Природу развития современного российского менталитета трудно
понять без изучения особенностей славяно-русской цивилизации, как особого
культурно-исторического типа, характеризующего самобытность России.
Впервые к обоснованию идеи о существовании
славяно-русской цивилизации пришел выдающийся русский ученый Н.Я. Данилевский.
В своей работе, изданной в 1871 году, «Россия и Европа» [8.C.91.], он выделил 10 исторических типов
культур и показал, что каждая имеет самобытную историю и существует, прежде
всего, в ней, а не только в общей истории человечества, развивающейся по единым
универсальным законам.
Н.Я. Данилевский показал, что общественное развитие
конкретного культурного типа не однолинейно, а потому верно оценивать его можно
лишь по внутренним, присущим только ему критериям, находящим отражение в
особенностях религии, государственного устройства, науки, искусства,
технической сферы[8.C.101.].
Именно эти критерии формируют национальную идею. В 1832 году Императором
Николаем I и С.С.Уваровым было официально провозглашено, что основы русского
государственного строя состоят из трех элементов: Православия, самодержавия и
народности, соответствующих, всему духу русской истории. Действительно,
российский народ, вплоть до настоящего времени живет в области морали – Православием,
в области политической тяготеет к сильному, патерналистическому, самодержавному
государству, а в хозяйственно-бытовой области стремится к народности
(соборности). Рассмотрим данное положение более подробно.
Православие. Жизнь
русского народа в течение последнего тысячелетия неотделима от Православия. В
качестве смысложизненных ориентиров в русском религиозно-философском сознании
выступают не материальные, а духовные приоритеты и устремления: к
самосовершенствованию, к добропорядочной и достойной жизни по правде и
справедливости, к преображению души на началах добра. Народная мудрость создала
четкую формулу, приписываемую А. Невскому: «Не в силе Бог, а в правде». Приоритет
духовно-нравственного начала над материальным проявляется в нестяжательстве,
моральном осуждении всякого материального расчета во взаимоотношениях между
людьми. Православие в значительной степени определяет ряд фундаментальных идей
в русском сознании: справедливости, соборности, общего дела.
Самодержавие. Державность (гармония
сакральной и земной власти) проявляется в том, что российская культурная
традиция изначально была основана на приоритете
государственного начала в общественной жизни. При этом, демократия
всегда представлялась не как участие в управлении государством совокупности
лиц, а как участие в нем особой и неразделимой общности (всем миром). Именно
сильная государственная власть во все исторические эпохи объединяла общество,
обеспечивала его развитие, защиту от врагов, освоение новых земель. Российская
цивилизация не знала противостояния между обществом и государством в борьбе за
власть, поскольку всегда отличалась доверием общества к государству. Более
того, понятия «государство» и «общество» и раньше, и сейчас, в российском
общественном сознании, выступали как тождественные. Именно государство, а не
гражданское общество, остается главной преобразующей силой, способной
обеспечить позитивное развитие современной России.
С позиции западной индивидуалистической цивилизации,
государство – власть человеческая, несовершенная. Государство и личность
изначально обособлены и враждебны, так как государство стремится к произволу в
отношении личности, тормозит ее частную инициативу и потому должно быть связано правом. Идеал –
правовое государство и гражданское общество индивидуалистов – частных
предпринимателей.
С позиции российской соборной
цивилизации, государство – власть, прежде всего духовная, а, следовательно,
имеет, выражает и реализует единые с обществом и личностью духовные цели и интересы.
В свою очередь, цель личности – творческая самореализация, проявляющаяся в
служении обществу, и в его лице – государству. Государство берет под защиту
людей не по национальным, сословным и т.п. признакам земного бытия, а по
«соборному» признаку, соответствующему православным представлениям о
всеобщности, универсальности и абсолютности Бога. Исходя из этого, в русском
менталитете возникает исходная базовая константа покровителя, заступника. И
в этом смысле всегда рассматривалась царская власть, как связующее звено
между мирами земным и небесным, между Отечеством и Богом. Поэтому, авторитаризм
и патернализм составляют ментальную
основу, российской цивилизации, а девиз «За Веру, Царя и Отечество!» отражает ядро
русской национальной идеи [9.C.101.],
продолжающей жить в народе, несмотря на происходившие в России исторические катаклизмы.
Так в годы Великой Отечественной войны, рассматриваемый девиз трансформировался
в призыв «За Родину, за Сталина!». И это не случайно, поскольку любой
руководитель Российского государства всегда воспринимался массовым
сознанием, как монарх, тем более, И.В.
Сталин, понимавший и воплощавший в жизнь
русскую национальную идею, пусть и под красными знаменами. Именно при
И.В.Сталине, страна добилась грандиозных экономических успехов, победила в
Великой Отечественной войне и стала великой державой, заложив фундамент
будущего развития. Поэтому, и сейчас, оглядываясь на прошлое, из всех советских
лидеров, народ, в большинстве своем, с благодарностью вспоминает И.В.Сталина.
Народность
(соборность) выражается в общинности жизни, коллективизме, взаимопомощи. Российскому
миропониманию соответствует особый хозяйственный механизм, основанный на
негативном отношении к частной собственности. О.А.Платонов характеризует
хозяйство славяно-русской цивилизации, ставшей «главным препятствием на пути
стремящейся к мировому господству западной цивилизации» следующим образом:
- хозяйство как определенный духовно-нравственный
миропорядок, направленный не на максимизацию капитала и прибыли, а на обеспечение
«трудовой самодостаточности», самоограничение и отрицание потребительской
экспансии – «общества потребления»;
- трудовая и производственная демократия (общинные и
артельные формы организации производства и труда);
- труд как проявление духовной жизни, как добродетель,
преобладание моральных форм понуждения к труду над материальными [9.C.97.].
Подобное смысловое содержание и понимание институтов российского
общества противостоит европоцентристским представлениям, в соответствии и с
которыми, российскому общественному сознанию приписываются невежественность, агрессивность и нетерпимость
к инакомыслию.
В связи с проводимыми ныне реформами,
направленными на формирование рыночных отношений и осуществление
демократических преобразований, серьезную проблему составляет поиск разумного
сочетания индивидуальных и коллективных
начал. Полагаем, что социальная практика должна основываться на преодолении
крайностей индивидуалистического и коллективистского представлений, в целях
создания российской модели социально справедливого общества, с учетом адаптации привносимого положительного
западного опыта к основополагающим, исторически сложившимся ценностям
российского менталитета, выражаемым национальной идеей.
Но может ли быть
сформулирована национальная идея сейчас? Ведь в соответствии со ст. 13.2.
действующей Конституции РФ 1993г., никакая идеология не может устанавливаться в
качестве государственной или обязательной. Зато провозглашена свобода
информации и отменена цензура, в том числе, нравственная. Под видом реализации
принципа свободы выбора, на одной чаше весов оказались добро и зло, свет и
тьма, высокое и низкое, с преобладанием последнего. При этом намеренно
игнорируется тот факт, что для постижения высокого требуются значительные
усилия, а низкое дается без труда, и потому зачастую оказывается более
соблазнительным, привлекательным, вытесняя духовность, нравственность,
интеллект, и лишая общество будущего. А если у общества нет будущего, то зачем
ему национальная идея?
Разумеется, лица, находящиеся у власти в настоящее время, обеспечившие свою
жизнь и жизнь своих детей, удовлетворены сложившимся положением и без какой-либо национальной идеи. Более
того, возможность изменения этого положения в результате развития общества,
воспринимается ими как угроза их благополучию.
Тем не менее, в обществе без
национальной идеи, где каждый сам за себя, а жизнь – борьба за
существование, общественное сознание неуклонно деградирует. В итоге, и само
общество прекращает существование. Общество с развитым общественным сознанием
не может существовать без понимания своих основ, идеалов, перспектив и целей,
то есть без национальной идеи. Без этого
нет будущего ни для кого, ни для граждан,
ни для самой элиты. То есть, национальная идея необходима как воздух. Она должна
стать воплощением духовных ценностей нации, подобно стволу дерева, корни
которого уходят в прошлое народа, а крона в будущее. Ствол держит крону, питая
её живительной влагой народной мудрости, идущей от корней. А как быть с
Конституцией, навязывающей нам чуждые и гибельные для России либеральные
принципы? Ответ очевиден. Приводить в соответствие с русской национальной
идеей. Что же касается ст. 13.2., то уже сейчас ее легко обойти чисто
формально. Да, цивилизационный противник стремится уничтожить нас
идеологически, пытаясь подменить наши духовные ценности своими. Воспользуемся
его же оружием. Так, если ст. 13.2. налагает запрет на идеологию государственную, создадим идеологию общественную. Для нас-то государство и
общество по сути – одно и тоже, однако
общественную идеологию никто уже не в
силах запретить. В рамках общественной идеологии сформулируем и провозгласим
русскую национальную идею сегодняшнего дня.
Ещё в конце девятнадцатого, начале
двадцатого века, врагами России предпринимались активные попытки навязать ей
чуждую модель развития – либо западноевропейского либерализма, либо марксизма.
Отрицалось право России на собственный путь. Император Николай II активно
противостоял этому, ведь в соответствии с Православной традицией, ответственность
перед Всевышним за судьбу Отечества,
лежит исключительно на Государе.
Трагедия жизни и правления Николая II состояла в неразрешимом
противоречии между его глубочайшим убеждением хранить основы и традиции России
и нигилистическими попытками значительной части образованных слоев страны
разрушить их. И речь шла не только о сохранении традиционных форм управления
страной, а о спасении русской национальной культуры, которая, как он
чувствовал, была в смертельной опасности. История показала, насколько был прав
Российский Император. Твердая убежденность хранить основы и традиции России, в
сочетании с чувством глубокой ответственности за её судьбу, делала Императора
Николая II подвижником идеи, за которую он
отдал свою жизнь.
Февральская, а затем Октябрьская
революции, осуществлённые не без помощи Запада, все же не смогли уничтожить
Россию, хотя искусственно и насильственно сдвинули её с исторической дороги. И
лишь благодаря колоссальному внутреннему духовному потенциалу, сложившемуся за
века, Россия смогла выжить и сохраниться, пусть и изменившись до
неузнаваемости.
Сейчас перед лицом новых угроз, чреватых
уже окончательной гибелью,
во имя спасения России, настало
время выйти ей на свой естественный путь, для чего возродить монархию и государственное
устройство в соответствии с 1913 годом, характеризующем самый динамичный период
экономического роста в истории России. Менее чем за четверть века население
России увеличилось на 62 млн. человек. За 1885 – 1913 годы промышленная
продукция выросла в пять раз, превысив темпы промышленного роста наиболее
развитых стран мира. Была построена Великая Сибирская магистраль, кроме того,
ежегодно строилось 2 тыс. км железных дорог. Народный доход России, по самым
преуменьшенным расчетам, вырос с 8 млрд. руб. в 1894 до 22 – 24 млрд. в 1914,
т. е. почти в три раза. Среднедушевой доход русских людей удвоился. Особенно
высокими темпами росли доходы рабочих в промышленности. За четверть века они
выросли не менее чем в три раза. Общие расходы на долю народного образования и
культуры выросли в 8 раз, более чем в два раза опережая затраты на образование
во Франции и в полтора раза – в Англии.
Это ли не ориентир для современной
постсоветской России, оказавшейся на перепутье и не ведающей, куда идти? Ответ
очевиден – вернуться к своему историческому, цивилизационному пути, естественно
уже на современном уровне, что необходимо, в ответ на экспансию, навязываемых нам западных ценностей. Ведь в России
исторически сложилась не либерально-демократическая, а авторитарно-патерналистическая
модель общества, живущего для государства. И именно такая модель идеально
подходит для российских условий, иная же оказывается противоестественной, а
потому неэффективной и даже вредной. Кроме того, в ситуации противостояния
цивилизаций, Россия может и должна
ответить Западу, стремящемуся разделять и властвовать, объединением народа на
основе воплощения в жизнь его ценностей и идеалов, что предполагает:
1. Сильное государство во главе с сильным и
ответственным руководителем.
2. Единство и взаимопомощь народа.
3. Державность и патриотизм.
4. Веру и духовность.
В российских условиях это может быть
обеспечено только монархической формой правления, тем более что власть в России
монархична по своей природе. Монарх предпочтительльнее президента, так как он
не просто лидер, а лидер духовный, не временщик, использующий отведённый срок
для обогащения, а мудрый руководитель, с детства обученный управлять,
заинтересованный в передаче сильного и процветающего государства своим
потомкам. Потому, монархия для России – это обретение естества и духовной
целостности, толчок для дальнейшего позитивного развития. С её возрождением,
Россия сможет стать преуспевающим самодостаточным государством, а не растленной
морально и задавленной экономически, Западной провинцией. Новая монархическая
Россия, обладая духовным преимуществом перед всеми тайными и явными врагами,
благодаря вновь воссозданному триединству Веры, Царя и Отечества, станет,
способна духовно вести за собой человечество, как это делала прежняя царская
Россия.
Сегодня нам предоставляется уникальная
возможность охватить одним взглядом и верно оценить три пути развития России –
православно-монархический, советский и либеральный, чтобы, отбросив излишние
эмоции, выбрать единственно правильный. Ведь от этого зависит судьба России.
Уже не для кого не секрет, что современные либералы открыто встали на путь
предательства России в угоду интересам Запада. Однако и патриотические силы до
сих пор расколоты на монархистов и коммунистов. Гражданская война в душах людей
продолжается. И этим не без успеха пользуются деструктивные силы,
заинтересованные в развале и уничтожении России. И потому, славянофильский
призыв к «единству во множестве», реализуемый через монархию, чрезвычайно
актуален сейчас, ибо патриотам
Следует
сплотиться против общего врага, отбросив политические разногласия, под знаменем
общей национальной русской идеи, которая бы объединяла народы всех
вероисповеданий и национальностей, живущих в современной России, определяя их место в нынешнем мире, и
указывая путь в будущее. Такая национальная идея может быть сформулирована следующим образом:
Бог, Россия, Царь.
|