Главная » 2014 » Март » 6 » Идеология национального Пробуждения
19:17
Идеология национального Пробуждения

Наблюдения над реакцией российского общества на события начала 2014 года наводят меня на мысль о том, что явления, имеющие место быть в жизни нашего государства (независимо от их чисто политической стороны, которую сейчас – с близорукой и потому неизбежно необъективной позиции современника – можно оценивать по-разному), способствуют началу духовного движения, охватывающего российское общество. По аналогии с европейскими Возрождением и Просвещением это движение можно назвать Пробуждением. Действительно, к нашей национальной культуре можно отнести библейские слова: «Она не умерла, но спит». Россия постоянно находится в состоянии спящего Ильи Муромца, который пробуждается только в важнейшие мгновения своего бытия. И сейчас происходит это редкое Событие – богатырь начинает просыпаться.

Но проснется ли он?

И что ждет его, когда он проснется?

Запад, пытаясь противодействовать России на политической арене, тем самым только способствует нашему Пробуждению, будит нас – пинками. Политический исход украинского кризиса, например, в любом случае может поспособствовать национальному пробуждению: аналогичные процессы наблюдались в российском обществе и после выигранной Отечественной войны 1812 года, и после проигранной Крымской войны. Первая дала нам Пушкина, вторая – Толстого и связанные с ними плеяды великих писателей.

Что позволяет мне говорить о «перемене ветра народного»? Прежде всего – намечающееся в культуре очередное движение маятника от декаданса, поэтики распада (зародившейся в перестроечные годы) к ампиру – поэтике величия. Слова «распад» и «величие» в данном контексте не несут позитивной или негативной оценки, а просто обозначают совокупность основных смысловых и формальных веяний, отображенных в поэзии. Обе поэтики – в свои времена – являются целесообразными и полезными, в обоих направлениях работают талантливые авторы, и смена одной поэтики на другую так же естественна для культуры, как смена дня и ночи.

Какой же будет новая поэтика? Думается, что для ее созидания следует сделать ряд шагов, которые – в приблизительных очертаниях – я попытаюсь наметить ниже.

Во-первых, надо вернуть поэзии ясность и четкость мысли, трезвость мировоззрения. (Мировоззрение, не замечающее в жизни ничего, кроме «отчаяния, неврастении и страха смерти», не может быть трезвым, ибо отчаяние опьяняет и парализует разум еще сильнее, чем эйфория. Трезвомыслящий человек, видя трудности, не сдается, не паникует, – это как раз свойственно опьяненным умам, – а трезво оценивает ситуацию, намечает план действий по преодолению трудностей и принимается за работу, понимая, что в моральном плане не сдаться уже значит победить). Чтобы сделать это, следует работать в области наиболее лаконичной и философичной формы поэзии – верлибра, «голого стиха». Именно к нему все более тяготеет время.

Но верлибр сам по себе есть только необходимая ступень в развитии поэзии. Это только «скелет» литературы, который следует одеть «плотью живою». Для этого надо произвести работу по возрождению пушкинских традиций силлабо-тонического рифмованного стиха, вернее, по пробуждению этих традиций в литературе. Рифмованная силлабо-тоническая форма речи выражает идею размеренности, согласованности, прочности бытия, а без веры в прочность бытия невозможно никакое настоящее культурное и жизненное созидание. При этом чрезмерная техническая изощренность рифмовки и ритмики, присущая многим замечательным произведениям современной поэзии, к сожалению, скорее всего, будет отброшена, как интеллектуально усложняющая дорогу от сердца автора к сердцу читателя. Эта дорога должна быть освобождена от излишних скептицизма и иронии, которые, как камешки, присутствуя на дороге в небольшом количестве, нужны, чтобы создавать сопротивление, необходимое для движения вперед, а в излишнем – делают это движение невозможным, становятся помехой и преградой для него. Явление возрождения традиционной русской рифмы и силлабо-тоники в области формы и возврата к чистому непосредственному лиризму в области содержания облекут «скелет мысли», созданный верлибром, в «живую плоть эмоций», – и нам будет возвращен новый Адам поэзии, первочеловек, которому суждено будет дать имена всем вещам и возделать сад мироздания.

Вернув поэзии Человека, литераторы должны помочь ему найти свое Место и свое Дело в окружающем мире. Следовательно, предстоит работа в области создания эпического повествования, соразмерного времени. Скорее всего, ему будет свойственна форма не большой эпопеи, сопоставимой с «Войной и миром» или «Тихим Доном», а повести, такой, как «Капитанская дочка» или «Пиковая дама». Вообще тяготение к пушкинской форме и пушкинскому содержанию в России свойственно эпохам первоначального созидания и культурного самоосознания.

Эти три шага дадут толчок новому культурному созидательному движению, в котором и предстоит двигаться следующему поколению литераторов. Какие труды оно создаст, какие плоды принесет, мы еще увидим. Сейчас же долг наш заключается в том, чтобы, подобно Прометею, ударяя камнем слова о камень мира, высекать первые искры будущего рассвета. 

Просмотров: 207 | Добавил: Недопушкин | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0