Если задаться целью представить себе формирующиеся моральные заповеди постперестроечной эпохи как систему социальных идеалов современного общества, сравнив их с десятью ветхозаветными заповедями Моисея и качествами, определенными в Нагорной проповеди («Евангелие от Матфея»), а также текстом «Морального кодекса строителя коммунизма», то получится следующая картина. С одной стороны, можно говорить о том, что заповеди Моисея и текст Евангелия практически в некоторой мере взаимодополнительны и создают некоторую картину идеалов высокой духовности и нравственности. С другой стороны, в «Моральном кодексе строителя коммунизма» существует некоторого рода преемственная цепочка, безусловно, вбирающая в себя аналоги тех или других нравственных принципов и постулатов. Так, в четырех из десяти заповедей Моисея есть созвучие с моральным кодексом советской эпохи: 1.«Не сотвори себе кумира» (простота и скромность). 4.«Не прелюбодействуй» (нравственная чистота в личной жизни). 5. «Не укради» (честность). 6.«Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего» (правдивость). Остальные принципы косвенно связаны с нравственными постулатами строителей будущего периода социализма. 2.«Почитай отца твоего и мать твою…» (почитание родителей). 3. «Не убий» (гуманность). 7. «Не желай … ничего, что у ближнего твоего» (скромность). К этому следует добавить прямое отражение лишь одного качества из Нагорной проповеди (стремления к справедливости) в моральном кодексе строителей коммунизма. При этом нет сомнений, что остальные качества имели косвенный отзвук в партийно-государственном документе 1961 года, в котором переработаны принципы христианской и народной морали славянских этносов. Устойчивость и преемственность нравственных идеалов и принципов «Морального кодекса строителя коммунизма» обусловлена тем, что лишь два из двенадцати (первый и одиннадцатый) принципы этого документа носят идеологическую окраску. Остальные остаются неизменными и, несомненно, имеют общечеловеческий характер. Поэтому в формируемой нами модели нравственных приоритетов духовного наследия культуры России они, в свою очередь, могут служить основой, с которой снимается идеологическая окраска и которая наполняется общечеловеческими универсалиями. Здесь наряду с тем, что основной упор делается прежде всего на возрождение прежнего отношения к обществу в соответствии с общечеловеческими ценностями, в пяти из двенадцати принципах происходит инновационная трансформация отношения к моральному климату в человеческом сообществе. Происходящие в результате трансформации радикальные изменения выражаются в ценностных акцентах важнейших духовно-нравственных проявлений, которые ложатся в основу ведущих в обществе социальных идеалов демократизма, гражданственности и высокой духовности: патриотизма, трудолюбия, чувства долга, приоритета семейных ценностей и толерантности. То, насколько работают и развиваются те или иные социальные идеалы, покажет время. Принято считать, что общечеловеческие ценности – это фундаментальные ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Мы будем рассматривать общечеловеческие ценности как вневременное явление, как исходные аксиомы. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д. Накладывая совокупность общечеловеческих ценностей на качества, входящие в предлагаемую нами первоначальную модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России, получим удивительное их смысловое соответствие (табл 1). Таблица 1. Первоначальная модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России в соответствии с общечеловеческими ценностями № | Общечеловеческие ценности | Первоначальная модель нравственных приоритетов духовного наследия культуры России постперестроечной эпохи | 1. | Жизнь отдельного человека, его смысл и свобода | Гуманность и взаимоуважение | 2. | Творчество | (Творческое) трудолюбие | 3. | Добро и счастье | Нравственная чистота, простота и скромность | 4. | Долг и ответственность | Патриотизм, общественная ответственность, чувство долга, нетерпимость индивидуализма | 5. | Честь и достоинство | Честность и правдивость | 6. | Справедливость и равенство | Коллективизм и товарищество, борьба за справедливость, дружба и братство всех народов, толерантность | 7. | Любовь | Любовь к Родине, приоритет семейных ценностей |
Выявляя соответствие качеств, выделенных в модели, 15 общечеловеческим ценностям, обнаруживается четыре лакуны,показыввающих недостаточность данной модели, требующей совершенствования и существенного дополнения, в котором могут получить расширительное толкование иные нравственные принципы новой эпохи, не теряющие своей преемственной связи и универсального общечеловеческого значения. Таковыми, на наш взгляд, могут быть следующие (табл. 2). Таблица 2. Дополнение к модели нравственных приоритетов духовного наследия культуры России в соответствии с общечеловеческими ценностями № | Общечеловеческие ценности | Дополнение к модели формирующихся нравственных приоритетов постперестроечной эпохи | 1. | Надежда, истина и вера | Миротворчество и миролюбие | 2. | Материальное благо | Благотворительность | 3. | Прекрасное (красота) | Чувствительность к красоте | 4. | Надежда и духовное величие | Милосердие, отзывчивость иэмпатия, праведность, непротивление злу насилием, всепрощение |
В данном дополнении, как это очевидно, присутствуют наряду с семью качествами, полностью отвечающими Нагорной проповеди, также миролюбие как воплощенное чувство справедливости; чувствительность к красоте как неотъемлемое качество гуманизма и эмпатия, без которой невозможна подлинная человечность и интеллигентность человека. Они служат своеобразными ценностными акцентами формирующейся во втором десятилетии XXI века модели приоритетов духовного наследия постперестроечной эпохи, что целиком отвечает общечеловеческим ценностям. Таким образом, мы видим, как в процессе соотнесения различных религиозных и светских систем нравственных принципов, заповедей и постулатов вырисовывается духовное наследие как часть более общего определения «культурное наследие», пересекающееся с понятием «нематериальное наследие» и их синтез в интегральном понятии «духовное наследие культуры».
|